Сегодня опять покупатель просил «противотуманки дальнего света» и сетовал на то, что в нашем магазине их нет, а в других полно…
Современный рынок предлагает большое количество дополнительных фар самого разного вида, стоимости и назначения. Пробуем разобраться в том, какие «противотуманки» нужны нам.
Итак, дополнительный свет (фары дополнительного света, дополнительные фары, или просто допсвет) бывает различного назначения. Выделим основные группы:
1. Дневные ходовые огни (ДХО). Полноценная замена фар ближнего света для движения в светлое время суток. Очень яркие, направленные строго вперед. Очень хорошо обозначают транспортное средство даже при ярком свете, но ничего почти не освещают. В ПДД появились совсем недавно, на многие современные машины ДХО устанавливаются штатно.
2. Противотуманные фары (противотуманки в народе; автосторожилам более известные, как фары «широкоугольно-поворотные»). Как следует из названия, основное их назначение борьба с туманом и различными видами дымки. Противотуманные фары формируют луч в виде широкой горизонтальной полосы. Задача этого четкосфокусированного горизонтального луча светить ниже тумана, плотность которого, как известно, наименьшая, над поверхностью земли, и таким образом обеспечивать максимальную видимость, не создавая характерной «молочной засветки». Широкоугольно-поворотными, противотуманки назывались в советских ГОСТах потому, что обеспечивая широченный световой поток в стороны автомобиля, эти фары хорошо освещают обочины и многократно повышают комфорт при маневрировании, поиске сьезда с дороги и при движении по бездорожью. Согласно ПДД противотуманные фары могут использоваться в светлое время суток вместе с ближним светом головных фар, или заменять их.
3. Дополнительные фары дальнего света (прожектора). Как мы видим из их названия, основная их задача создание мощного светового луча, направленного вперед-вдаль по ходу движения автомобиля. Фактически, дополнительные фары дальнего света выполняют ту же функцию, что и головной дальний свет автомобиля. Их задача обеспечить возможность быстро и безопасно двигаться по дороге, и бездорожью, с большими скоростями, освещать далеко расположенные обьекты и
подавать знаки другим участникам движения. Согласно ПДД фары дальнего света нельзя использовать в населенных пунктах и надо своевременно выключать при расхождении со встречным транспортом, из за сильно слепящего луча очень высокой интенсивности. Отдельной, специальной разновидностью фар дальнего света и прожекторов является «фара-искатель», мощный прожектор, устанавливаемый на шарнирном, подвижном креплении, позволяющем направлять его свет с места водителя или пассажира.
4. Дополнительные фары ближнего света (водительский свет, driving light) дополнительные фары с четкой фокусировкой луча, напоминающей ближний свет фар головного света автомобиля. Часто их луч не имеет характерной световой «галочки», призванной улучшить освещение обочины, и обязательной для европейских головных фар ближнего света. Фары эти призваны повышать комфорт при движении по дорогам общего пользования и используются совместно с фарами ближнего света. В настоящее время в ПДД и отечественных ГОСТах не упоминаются.
5. Фары рабочего света (рабочий свет). Фары специального назначения, призванные создать в непосредственной близости вокруг транспортного средства равномерную световую заливку, позволяющую уверенно и безопасно маневрировать и вести различные работы. Этот тип фар активно используется на самой разнообразной специальной технике: машины скорой помощи, полиции, пожарно-спасательном транспорте, сельхозтехнике, на грузовом транспорте, для освещения зоны разгрузки, да и на погрузчиках, эту самую погрузку производящих. В джиперском деле рабочий свет незаменим, ведь в равномерном не слепящем свете фар рабочего света так удобно выбирать себе путь в дремучем лесу, по неезженому болоту, и в расхлябанной колее. При свете рабочих фар мы разматываем трос лебедки, подыскиваем место для установки палатки, и ищем в траве потерянный ключ от машины. В российских правилах дорожного движения упоминаний о дополнительных фарах рабочего света нет, но де факто такие фары активно используются на автомобилях внедорожниках и автомобилях путешественниках. Отдельной разновидностью рабочего света является кемпинговый, туристический свет. Дополнительным требованиям к кемпинговому освещению является малое энергопотребление, ведь на стоянке двигатель автомобиля заглушен, и на освещение лагеря расходуется запас электричества аккумуляторных батарей.
Выше рассмотрены основные типы фар дополнительного света и освещения. Мы не ставили целью и не имели возможности описать все виды дополнительных фар и огней, использующихся на транспорте. Существует огромное количество фар очень специального назначения, свет которых даже не всегда виден глазу, и фонарей для обозначения габаритов транспорта и подачи специальных сигналов. Мы описали основные виды дополнительного света, устанавливаемого на внедорожники, в надежде, что наша статья поможет Вам в выборе правильных фар, и отвадит от продавцов «противотуманок дальнего света».